С динамиками LS-65 я знаком относительно давно, видел их ещё на стадии прототипов – как выбирались магнитные системы и вносились в них финальные изменения. В бюджетной категории модель получилась действительно достаточно удачной, но парни из Oris Electronics решили на этом не останавливаться. А когда есть чётко поставленная задача, которая решена не менее чётко, это всегда интересно.
На самом деле модернизация существующей модели – занятие довольно опасное. Стоит слегка затронуть лишь какой-то один элемент, как измениться может абсолютно всё. И не факт, что в лучшую сторону. Как говорится, "из одного места волосик выдернешь – из глаза слезинка упадёт", уж слишком всё взаимосвязано.
Для начала немного об "исходном материале" – Oris LS-65. Динамик имеет звуковую катушку размера 1 дюйм, и этот калибр имеет несомненные достоинства. К примеру, с маленькой катушкой от одного и того же магнита можно получить более высокую плотность магнитного поля в зазоре. А это – увеличение чувствительности и возможность пошалить с короткозамкнутым витком (кольцом Фарадея), чтобы уменьшить искажения и заодно расширить частотный диапазон вверх. Что, собственно, и было реализовано в этой модели.
Но зато у 1-дюймовой катушки есть один большой недостаток – малая площадь охлаждения, из-за чего такие динамики оптимальны лишь в связке с усилителями средней мощности. Собственно, модернизация LS-65 коснулась как раз звуковой катушки – она увеличилась в диаметре до 1.2 дюйма, и в намотке использован провод другого сечения. Это значительно повысило запас прочности динамика и расширило выбор усилителей. А вот что там ещё изменилось, как раз и предстояло выяснить. Тот самый волосик дёрнули, теперь смотрим, как это отразится на остальном.
КОНСТРУКЦИЯ
Внешне исходные LS-65 и модернизированные LS-6512 остались практически одинаковыми, разница лишь в колпачках. В обоих случаях они сделаны минимально возможных диаметров – по размеру катушки, чтобы снизить массу подвижной системы.
Верхние подвесы и материалы диффузоров у модернизированного LS-6512 остались теми же, что и у исходного LS-65.
Монтажные размеры и внешние размеры магнитов тоже не изменились.
А вот центрирующие шайбы (нижние подвесы) в обновлённом динамике, разумеется, применены уже другие. Поскольку корзина и диффузор остались теми же, шайба использована с чуть более высоким профилем. Насколько она удачно подобрана по своим механическим свойствам – покажут измерения.
Oris LS-65
И да, немного изменён способ крепления подводящих на диффузоре. В LS-65 они приклеены компаундом, а в LS-6512 использованы сквозные "пятачки". Но это, скорее всего, уже чисто технологические заморочки.
Что касается комплектации, то она осталась без изменений – всё те же цельноштампованные стальные крепкие грили с чёрным "полуматовым" покрытием.
ИЗМЕРЕНИЯ
Родство LS-65 и LS-6512 видно невооружённым взглядом – импедансные кривые чуть ли не "под копирку".
Измеренные параметры Oris LS-65:
Измеренные параметры Oris LS-6512:
Вообще, удивительно, но центрирующую шайбу и внутреннюю геометрию мотора удалось подобрать таким образом, что параметры обновлённого LS-6512 сохранились полностью. Причём, очевидно, что в обновлённом динамике в звуковой катушке использован более толстый провод (об этом говорит более низкое сопротивление Re), а это значит, что изменилось количество рабочих витков в зазоре, и параметры могли уплыть гораздо сильнее.
Очевидно, что в обоих случаях использованы колечки Фарадея – с ростом частоты импедансы практически не растут. Именно их применение (а не слабые магнитные системы) обусловило высокую полную добротность динамиков. И с ними же динамики получили все шансы эффективно дотягивать до самых верхних частот. Что, собственно, и подтвердили измерения АЧХ.
Характерные подъёмы в области 3,5 кГц с последующими спадами есть и у LS-65, и у LS-6512. Судя по графикам акустической фазы, это проявление входа динамиков в модальный режим работы. Всё же максимально облегчённые диффузоры склонны к "ломучести" – характерная черта подавляющего большинства "эстрадных" динамиков.
Так что "отпускать" их работать слишком низко по частоте можно только на небольшой громкости. Для громких же систем к настройке ФВЧ нужно отнестись со всей ответственностью – если дать динамику двигать диффузором с заметной амплитудой, искажений будет не избежать. В этом, кстати, LS-6512 тоже сохранили характер "обычных" LS-65.
Навскидку может показаться, что LS-65 и LS-6512 имеют, как минимум, одинаковые моторы. На деле всё с точностью до наоборот – всё одинаковое как раз кроме моторов.
ВЫВОДЫ
Перед модернизацией была поставлена относительно непростая задача – увеличить запас прочности динамика, полностью сохранив его характер. То, что характер сохранился, измерения показали наглядно и во всех подробностях. Запас прочности, правда, по понятным причинам не проверял, но тот факт, что катушка теперь имеет увеличенный калибр и намотана более толстым проводом, очевиден сам по себе. Так что должен признать, с задачей разработчикам удалось справиться.