В поисках панча

14 августа 2017
В поисках панча
14 августа 2017

Наконец-то производители начинают обращать внимание на главную проблему большинства "эстрадных" систем – мидбасовый диапазон. Вернее, его отсутствие, когда между среднечастотником и сабвуфером образуется огромный разрыв. На этот раз ко мне в лабораторию попали три 8-дюймовых "эстрадных" динамика, которые позиционируются именно как мидбасовые. Задача – оценить их возможности, а заодно и показать, почему добиться панча от "эстрады" не так-то просто.


Тест обещал получиться интересным, поскольку все три динамика принадлежат к одному бренду, но различаются по цене. Причём, даже беглое изучение показало, что это не маркетинговое разделение. С возрастанием цены динамики действительно получали более серьёзные элементы конструкции, что обещало сказаться и на их возможностях. 


3947.jpg


3936.jpg


В тесте участвовали следующие модели (для корректности все три – в 4-омном исполнении): 

  • Oris PR-804 – самый доступный, на момент теста его цена 1500 рублей
  • Oris GR-804 – средняя по цене модель, стоит 1950 рублей
  • Oris AD-804 – модель постарше, она стоит уже 2600 рублей

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Для начала комплектация. Все три динамика идут с грилями. Младший PR-804 – с относительно простым стандартным, а вот GR-804 и AD-804 – с более серьёзными в стиле Rockford Fosgate. Впрочем, чего уж там, это и есть рокфродовские, поскольку заказ на производство динамиков размещён на той же фабрике в Малайзии. 


3952.jpg

Oris PR-804

3949.jpg

Oris GR-804

3950.jpg

Oris AD-804


Все три динамика построены на стальных корзинах. На средней и старшей моделях с нижней стороны фланца дополнительно предусмотрены по мягкому уплотнительному кольцу – мелочь, но которая на деле всегда оказывается очень полезной. 


3937.jpg

Oris PR-804

3935.jpg

Oris GR-804

3940.jpg

Oris AD-804


Но это всё внешние элементы, которые хоть и важны, но не столь существенны. А вот дальше – уже более критичные моменты, которые влияют непосредственно на работу динамиков. Во-первых, диффузоры. У всех трёх они целлюлозные, но составы материалов явно разные. Во-вторых, подвесы – они тоже неодинаковые. 


У младшего PR-804 – трёхволновый подвес, который можно встретить во многих "эстрадных" динамиках. Он даёт относительно небольшую свободу диффузору, из чего можно сделать предварительный вывод – динамик, скорее всего, может работать как мидбасовый только на обычной громкости. Точно можно будет сказать после измерений и проверки в деле. 


3951.jpg

Oris PR-804

3943.jpg

Oris PR-804


Модель постарше, GR-804, имеет похожий диффузор из целлюлозы средней плотности и более крупный колпак. А вот подвес отличается сильнее. Гофр уже двухволновый и допускает заметно больший ход диффузора. Конечно, ход зависит в большей степени ещё и от мотора, но механические пределы в любом случае у него уже соответствуют настоящему мидбасу. 


3942.jpg

Oris GR-804

3941.jpg

Oris GR-804


Старшая модель AD-804 имеет самый жёсткий диффузор из всех трёх динамиков. Это уже более плотная целлюлоза с ламинацией лицевой части. Подвес похож на GR-804 и тоже мягкий и допускает большой ход диффузора, но гофр имеет несколько иные пропорции. 


3938.jpg

Oris AD-804

3948.jpg

Oris AD-804


Теперь к магнитным системам. Первое, что обратило на себя внимание – разная толщина верхних шайб магнитопроводов у каждого из трёх динамиков. Это важно, разберу этот момент подробнее. 

У младшего PR-804 толщина шайбы небольшая, как у большинства "эстрадных" среднечастотников или обычных мидбасовых динамиков начального уровня. Это значит, что у него небольшая высота магнитного зазора, и для получения в нём нужной плотности магнитного потока можно использовать магнит попроще. Это как раз и дало возможность снизить стоимость динамика. 

С другой стороны, невысокий магнитный зазор означает, что даже если длина звуковой катушки сможет обеспечить динамику достаточный ход, линейным он будет лишь в относительно небольших пределах. Иными словами, подтверждается догадка, что в качестве мидбаса динамик может работать только на обычной умеренной громкости. А при значительном увеличении громкости придётся сильнее "подрезать" его снизу по частоте. 


3944.jpg

Oris PR-804


У GR-804 всё выглядит уже намного серьёзнее. Верхняя шайба магнитопровода заметно толще, чуть ли не как у сабвуферов начального уровня. Такая толщина вообще нетипична для большинства "эстрады", поскольку в этом случае магнитный поток "размазывается" по большей площади, что требует применения более дорогих магнитов. А значит, и динамики получаются дороже. 


Однако достоинства оказываются весьма существенными. При соответствующей длине намотки звуковой катушки такой динамик действительно может работать с достаточным ходом и, что важно, хорошей линейностью. А это значит, он может быть мидбасом уже безо всяких оговорок насчёт громкости. Правда, добраться до катушки не представилось возможным, поэтому окончательные выводы придётся делать после испытания в деле. 


3945.jpg

Oris GR-804


Старшая модель AD-804 тоже имеет толстенную шайбу магнитопровода, только магнит здесь ещё крупнее. Собственно, поэтому динамик и получился ещё немного дороже. 


3946.jpg

Oris AD-804


ИЗМЕРЕНИЯ ORIS PR-804


3957.gif

Зависимость импеданса от частоты для Oris PR-804


Измеренные параметры Oris PR-804:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 97 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 6,8 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,19
  • Qes (электрическая добротность) – 1,69
  • Qts (полная добротность) – 1,4
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 20 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,4 дБ



Самая младшая модель больше похожа на традиционный мидбас, рассчитанный на умеренные уровни громкости. Резонансная частота на первый взгляд кажется высоковатой, но при такой добротности динамик субъективно оказался басовитым – за счёт неё получается небольшой подъём на нижнем краю диапазона, это хорошо видно на АЧХ. 


3959.gif

АЧХ Oris PR-804 (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов) при работе в объёме 35 литров


ИЗМЕРЕНИЯ ORIS GR-804


3955.gif

Зависимость импеданса от частоты для Oris GR-804


Измеренные параметры Oris GR-804:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,95
  • Qes (электрическая добротность) – 0,40
  • Qts (полная добротность) – 0,38
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,2 дБ


Средняя модель выглядит уже не такой простой. Резонансная частота здесь настоящая "мидбасовая", что выглядит многообещающе. Но вот реализовать возможности динамика – нужно ещё постараться. При обычной установке в дверь получится спад в басовой области, и динамик превратится просто в среднечастотный. 

 

3956.gif

АЧХ Oris GR-804 (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов) ) при работе в объёме 35 литров


А вот с фазиком – будет совсем другое дело. Чтобы получить качественный панч, каждому динамику нужно по 10 литров объёма и порт на 80 Гц (короткая трубка диаметром 5 см и длиной тоже 5 см). 

Кстати, информация для размышления. Среднестатистическая дверь имеет объём 35-40 литров, а типичная "эстрадная" система строится как раз на 3-4 динамиках. Главное, хорошо укрепить двери и не забыть сделать порты по количеству динамиков. 



3960.jpg

Расчётная АЧХ при установке Oris GR-804 в ФИ корпус объёмом 10 литров с портом на 80 Гц (красная кривая – в салоне автомобиля, синяя кривая – работа на открытое пространство)


ИЗМЕРЕНИЯ ORIS AD-804


3954.gif

Зависимость импеданса от частоты для Oris AD-804


Измеренные параметры Oris AD-804:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 77 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,89
  • Qes (электрическая добротность) – 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,44
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 22 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,4 дБ


Эти динамики во многом похожи на GR-804 – обычная установка в двери тоже не полностью раскроет их потенциал. Вернее, они будут работать просто как хорошие среднечастотники. 


3953.gif

АЧХ Oris AD-804 (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов) при работе в объёме 35 литров


Чтобы они работали как мидбасовые, им тоже нужны фазики. Объёмы – те же 10 литров на каждый динамик и порт на те же 80 Гц. 


3958.jpg

Расчётная АЧХ при установке Oris AD-804 в ФИ корпус объёмом 10 литров с портом на 80 Гц (красная кривая – в салоне автомобиля, синяя кривая – работа на открытое пространство)


ВЫВОДЫ


Однозначно все три динамика могут работать как мидбасовые. Но только при разных условиях. Подытожу коротко по каждому из них. 


3939.jpg



Oris PR-804 – недорогой динамик, который можно просто ставить в дверь без лишних заморочек. Он будет работать как нормальный мидбас при умеренных и слегка повышенных (по меркам адекватного человека) уровнях громкости. Иными словами, когда слушаете музыку внутри машины. Подрезка снизу – на 80-90 Гц (не меньше 12 дБ/октава). При желании хорошенько "навалить громкости" частоту среза нужно поднимать хотя бы до 150 Гц. 


Oris GR-804 – более серьёзный динамик, больше соответствующий настоящим сценическим мониторам. Как и полагается, для нормальной работы в мидбасовом диапазоне требует фазоинверторного оформления. Объём из расчёта 10 литров на каждый динамик и порты на 80 Гц (5 см в диаметре и длиной 5 см) – и будет вам отличный панч. Настройка ФВЧ – порядка 100 Гц.


Oris AD-804 – динамик, конструктивно ещё больше адаптированный для работы на больших уровнях громкости. Имеет более правильный тональный баланс. Требования к оформлению аналогичны GR-804 – это фазоинверторы. Как вариант, по 4 динамика на каждую дверь и 4 небольших порта – получится чумовой панч. Настройка ФВЧ – порядка 100 Гц. 


Все три динамика не требуют лишних заморочек при стыковке с твитерами – естественный спад АЧХ по верху уже создаёт эффект включенного ФНЧ. Всё, что остаётся – это "пристыковать" к ним твитеры. В поканалке их можно "подрезать" снизу на 6-7 кГц, а если твитер будет подключаться просто параллельно мидбасу, то самое то будет через конденсатор 3,3 мкФ (для твитеров 4-6 Ом). Такая настройка даст относительно ровное звучание без назойливой крикливости, но с хорошим запасом громкости. 


Блог Carmus, 14.08.2017