В поисках баланса

31 августа 2020
В поисках баланса
31 августа 2020

Когда-то я уже рассказывал о компонентной акустике Oris JB-65S (волею случая на тот момент я был немного причастен к её появлению на свет), но относительно недавно она обновилась, и плюс к этому вышла коаксиальная модель, основанная на этих же НЧ/СЧ динамиках. В общем, стало интересно посмотреть, что эта акустика представляет сейчас, в какую сторону произошли изменения относительно первой версии. Ну и заодно оценить коаксиалы.


Сразу отмечу, что речь о достаточно доступном ценовом уровне. На момент теста цена компонентной Oris JB-65S составляет 5750 рублей, а цена коаксиалов Oris JB-652S – 3250 рублей.


1.jpg


КОНСТРУКЦИЯ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АКУСТИКИ

В своё время компонентная модель создавалась как универсальная, чтобы её можно было использовать и в системах без усилителей, и в системах с усилителями, и при апгрейде «штаток».


2.jpg


Чтобы этого добиться, в акустике было заложено много компромиссных решений. К примеру, звуковая катушка имеет размер 38 мм (1,5 дюйма) – для своего ценового диапазона нечастый размер, в основном используется 1-дюймовая.


3.jpg


При этом диффузор выбран максимально лёгкий – из прессованной целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны. Такой слоёный пирог позволил получить неплохую жёсткость и задемпфированность без особого утяжеления – параметр Mms получился около 14 грамм. Не пушинка, но с 1,5-дюймовой катушкой это немного.


4.jpg


Собственно, в обновлённой акустике НЧ/СЧ динамики остались без изменений, так что долго на них останавливаться не стану.


5.jpg


Твитеры выглядят по-прежнему, но они, как показали дальнейшие измерения, уже другие, нежели были в прежней версии.


6.jpg


7.jpg


Кроссоверы выполнены в тех же корпусах, но внутри тоже изменились.


8.jpg


Основное отличие – добавлен аттенюатор твитера, теперь можно выбирать уровень ВЧ, щёлкая переключатель. Изначально кроссовер Oris JB-65S рассчитывался и подгонялся под типичную установку твитера с разворотом (я об этом тоже рассказывал в прошлый раз), в таком положении обеспечивался наиболее правильный тональный баланс.


9.jpg


Идея сделать переключаемую аттенюацию тогда тоже была, но всё упиралось в коммерческую составляющую, и она была отложена. Позже этот вопрос был решён, и в обновлённой версии кроссовер наконец-то получил заветный переключатель.


10.jpg


Время показало, что компонентная модель действительно оказалась успешной, и в компаньоны к ней было решено выпустить коаксиальную модель. Это позволяет построить совсем уж «феншуйную» систему – компонентная акустика на фронт, коаксиалы – на тыл, и всё это на динамиках одной серии.


11.jpg


Модель JB-652S построена на тех же НЧ/СЧ динамиках. Разве что осевых каналов в магнитной системе по понятным причинам тут нет.


12.jpg


Жёсткое кольцо с фетровым покрытием под твитером выполняет двойную функцию. Во-первых, прикрывает магнитный зазор (катушка-то здесь тоже большая, а стойка у твитера чуть меньше 1 дюйма). Во-вторых, в некоторой степени гасит отражения от тыльной стороны самого твитера.


13.jpg


Для деления НЧ/СЧ и ВЧ было решено обойтись без сложных фильтров и ограничиться ФВЧ первого порядка на твитер. В его роли – плёночный конденсатор.


14.jpg


Кстати, это можно отнести к плюсам, в недорогой акустике чаще используются более дешёвые неполярные электролиты. Несмотря на то, что это далеко не High End, разница между ними хорошо слышна, причём совсем не в пользу электролитов.


ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ КОМПОНЕНТНОЙ МОДЕЛИ ORIS JB-65S


Тут всё по-прежнему, динамики оптимальны для дверей – добротность близка к 0,7, подвесы не слишком мягкие и не дубовые, опорная чувствительность не как у «эстрады», но для нормальной акустики даже чуть выше среднего.


15.jpg


Измеренные параметры Oris JB-65S:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 66 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,1 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,23
  • Qes (электрическая добротность) – 0,77
  • Qts (полная добротность) – 0,69
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,5 дБ



НЧ/СЧ динамики полностью сохранили свой характер – больших горбов нет, но небольшой резонанс где-то в подвижной системе дал ямку на АЧХ в области 1,5-2 кГц, вполне логично сопровождающуюся ступенькой на фазовой характеристике (на самом деле наоборот – резонанс стал причиной фазовой неравномерности, а это, в свою очередь, дало неравномерность АЧХ).


16.jpg

17.jpg


Твитер в обновлённой версии JB-65S в целом сохранил «шёлковый» характер, но от прежнего отличается.

18.jpg


Лёгкий купол совсем уж откровенно не ломает, так что АЧХ остаётся в пределах приличия, но небольшого волнения избежать всё же не удалось.

19.jpg


Нижней рабочей границей можно назвать 5-6 кГц, ниже эти твитеры пускать не нужно, искажения растут. Если будете использовать акустику в поканалке, учтите этот момент при настройке.


20.jpg


А вот так твитер стыкуется с мидбасовым динамиком штатным кроссовером. Характеристики кроссовера остались прежними (за исключением добавленной аттенюации), но вот с возможностями нового твитера они согласуется уже на грани допустимого – если распустить твитер хоть немного ниже по частоте, можно было бы получить грязь на ВЧ. В общем, очень тонкий компромисс.

21.jpg


Если же не вдаваться во всю эту инженерию, на слух акустика воспринимается нормально – лёгкие купола позволяют твитерам звучать в меру воздушно, согласование с мидбасовыми динамиками не теряется, звучание цельное. По крайней мере, в системе соответствующего ценового уровня акустика уж точно не станет слабым звеном.


ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ КОАКСИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ORIS JB-652S


Коаксиальная модель в целом повторила компонентную, разве что замена центрального колпачка на фетровое кольцо сделало подвижную систему чуть легче, за счёт чего резонансная частота оказалась немного выше. Но не критично. Остальное вообще плюс-минус мелочи.


22.jpg


Измеренные параметры коаксиальной модели Oris JB-652S:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 70 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 10,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,46
  • Qes (электрическая добротность) – 0,71
  • Qts (полная добротность) – 0,65
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,7 дБ



Всё целиком в связке с твитером, выглядит неплохо. Понятно, что в области совместной работы НЧ/СЧ и твитера интерференция заметно корявит АЧХ, но главное, что нет откровенных горбов и акцентов, и как следствие, в звуке нет характерной крикливости, всё ровно. К тому же динамики ведут себя прилично, когда видны под углом – а именно так они оказываются установленными в машине.


23.jpg

24.jpg


КОРОТКО ПО ДЕЛУ


В инженерном плане акустика немного изменилась (кое в чём улучшилась, кое в чём стала попроще, это нормально), но главное своё достоинство сохранила – выходит за рамки своей ценовой категории. Взять ту же 1,5-дюймовую звуковую катушку, шёлковые твитеры даже в коаксиальной модели, плёночные конденсаторы в фильтрах (там, где это критично), какие-то мелочи вроде уплотнителей на фланцах динамиков или клемм для акустических кабелей в комплекте. Обычно всё это встречается в более дорогих моделях.


Характер звучания без занудной аудиофильской пристрастности, но открытый и ясный, причём в меру, без резкости и крикливости. Появившийся в последней версии переключатель уровня твитера можно рассматривать не как средство радикальной настройки ВЧ, а, скорее, как средство лёгкой корректировки на самом верху. Так что ставить твитеры лучше с небольшим разворотом (например, на подголовник соседнего кресла, в центр противоположного бокового стекла, друг на друга или на панель с направлением вверх, на отражение от лобового стекла).


Блог Carmus, 30.08.2020