На этот раз ко мне на измерения попал крайне необычный усилитель. Кто там гонится за мощностью? Держите, заявка обещает аж по целых 250 Вт на канал, и это только на 4-омной нагрузке. А ещё обещано, что усилитель может стабильно работать на 1 Ом, выдавая при этом какие-то совсем уж невероятные цифры. Да и фильтры заявлены тоже весьма приличные. Как всегда, проверил, выяснил, измерил.
Широкополосных усилителей с такой мощностью на рынке не слишком много. А те, что есть, обычно имеют немалую цену. Этот Oris, конечно, тоже не три рубля стоит, но цена в районе 20 тысяч выглядит для такого монстра далеко не заоблачной.
КОНСТРУКЦИЯ
Внешность усилителя не предвещает ничего необычного. Стандартная компоновка, радиаторный профиль точно такой же, как у других усилителей серии Armada (один из усилителей этой серии, к слову, уже побывал в лаборатории CARMUS).
Корпус достаточно крупный, но для заявленных силовых способностей не гигантский – 24 х 43,5 см плюс клеммы и ушки крепления. Правда, чего уж там, вес у него всё же немалый – около 7 кг.
При столь серьёзной заявке мощности вполне ожидаемо, что и питание организовано на соответствующем уровне. Силовые терминалы принимают кабель вплоть до 0 Ga, а внутренних предохранителей нет вовсе – рекомендовано установить внешний на 250 Ампер.
С линейной стороны всё выглядит неплохо. Набор фильтров в обоих парах каналов одинаков и, похоже, перекрывает вообще все возможные требования к конфигурациям системы – ФНЧ и ФВЧ можно включать раздельно или вместе, диапазоны настройки каждого из них – от 50 Гц до 8 кГц (с переключателем диапазонов). Плюс отдельный фильтр-сабсоник. Крутизна всех фильтров – 24 дБ/октава. В общем, "полный фарш".
Единственное, что не слишком понравилось – отсутствие селектора входов, с ним можно было бы включать усилитель по одной паре каналов. Хотя преувеличивать его значение не нужно – вряд ли в системах с таким усилителем будет использоваться ГУ с одной парой линейных выходов.
Попутно отмечу RCA-разъёмы Tiffany Style. Раз уж речь заходит о повышенных мощностях, то вибростойкость – тоже не последнее дело, а по этому критерию отдельные разъёмы всё же понадёжнее, чем впаиваемые непосредственно в плату.
Ещё одна деталь – индикатор клиппирования. С большой вероятностью Oris PA-250.4 LE будет использоваться в "эстрадных" системах, а тут есть риск вогнать усилитель в ограничение сигнала и даже не заметить этого. Разумеется, с последующим дымком из катушек и прочими неприятностями. Подмигивающий индикатор предупредит, когда пора притормозить "наваливание". Для удобства он продублирован на проводном пульте.
Открываю корпус. Кто ещё не понял, это класс D. На плате широко используются SMD-компоненты. Отдельные крупные элементы залиты полимерным компаундом – выглядит не слишком опрятно, но при повышенных вибрациях это может оказаться нелишним.
Блок питания двойной. Точнее, их тут два – каждый на свою пару каналов. Соответственно, разводка платы получилась почти симметричной. Работают, судя по всему, от одного задающего генератора.
А это уже сама "усилительная" часть, львиную долю пространства в которой "съедают" крупные выходные дроссели.
Снимать дополнительную плату линейной части не стал, для этого пришлось бы открутить RCA-разъёмы. Но подсмотрел, что на входе и в фильтрах используются счетверённые операционники TL074. Недорогие "рабочие лошадки", которые неплохо показывают себя в аппаратуре среднего класса.
ИЗМЕРЕНИЯ
Широкополосный D-класс, да ещё и с ломовой выходной мощностью – это вам не аудиофильские экзерсисы. Он, пожалуй, ближе к профессиональным сценическим усилителям. А там, как водится, не до нежностей.
Тем не менее, к плюсам PA-250.4 LE можно отнести неожиданно низкий уровень шумов и не такой уж и задиристый спектр искажений. Правда, на верхней границе звукового диапазона наблюдаются какие-то артефакты, вероятней всего, "остатки" субгармоник от несущей частоты. Они же потом проявились и на АЧХ в виде небольшого подъёма наверху.
К фильтрам вообще никаких претензий. Работают точно так, как заявлено. Характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок, крутизна соответствует заявленным 24 дБ/октава. В этой части усилитель реально хорош.
Искажения тоже неожиданно невелики – в рабочей зоне КГИ вообще порядка сотых процента. Опять же, для такого монстра D-класса с относительно простыми схемными решениям это неожиданно.
При этом КПД у PA-250.4 LE весьма приличный, в том числе и при работе на нагрузку 1 Ом. Тоже неожиданно, обычно усилители на тяжёлой нагрузке начинают "жрать" как бешеные, а КПД падает ниже, чем у традиционных усилителей АВ-класса.
Тем не менее, охлаждению усилителя лучше уделить особое внимание, особенно если ему предстоит часто молотить в тяжёлых режимах. Греются здесь не столько транзисторы, поскольку они работают в ключевом режиме (открыт/закрыт), сколько трансформаторы и дроссели.
ВЫВОДЫ
Кто подыскивал по-настоящему мощный широкополосный усилитель, может смело брать во внимание Oris PA-250.4 LE. Мощность – уже на 4-омную нагрузку немаленькая. При подключении 1-омной нагрузки (или 2 Ом в мост, соответственно) стабильность работы не нарушается – усилитель продолжает работать с хорошим КПД.
Одного такого усилителя хватить для работы почти на любые массивы динамиков, вплоть до "бразильских стен". Или же на сабвуферы – только одна пара каналов в мостовом включении выдаст на 2 Ом больше 1200 "неискажённых" Ватт, чего хватит на какой-нибудь тяжёлый саб с 3-дюймовой катушкой или пару сабов с 2,5-дйюмовой.
И да, не нужно забывать про возможности фильтров. Их хватит, чтобы разрулить что угодно, хоть поканалку. Можно вообще построить сложную систему с широкими возможностями настройки, сэкономив при этом на процессоре.