Бас-жиробас

4 апреля 2019
Бас-жиробас
4 апреля 2019

Что означает выражение "хороший сабвуфер"? Для одних это сухой и максимально точный бас и возможность услышать каждую струнку контрабаса в джазовых композициях. Для других такой бас – скука скучная, и им подавай могучие низкочастотные удары в клубной музыке или накрывающую с головой рэповую басовую волну. Музыка бывает настолько разной, что универсальных решений не может быть в принципе.


Саб, который попал ко мне в лабораторию в этот раз, ориентирован в основном на любителей басовых "тяжестей". Но его можно смело отнести к доступным – на момент теста цена составляет 6500 рублей. 


1.jpg


Для начала совсем коротко пройдусь по конструкции. В принципе, здесь всё более-менее традиционно. Непрессованная целлюлоза нынче стала чуть ли не основным материалом в подобного рода сабвуферах.


2.jpg


Видов подвесов тоже немного, хотя тут заметил одну тенденцию. Многие начинают потихоньку отходить от здоровенных "ботоксных губ" и предпочитать узкие, но высокие подвесы. С допустимым ходом у них всё хорошо, но зато площадь диффузора остаётся вменяемой, а не уменьшается до размеров как у 6.5-дюймового динамика. 


3.jpg


Корзина крепкая, литая. "Спицы" относительно узкие, так что динамик свободно "дышит" своей тыльной частью. Это хорошо, особенно если сабвуферу частенько предстоит работать на больших ходах – не возникнет эффекта "воздушной подушки". 


4.jpg


Магнитная система собрана на двух 170-миллиметровых ферритовых кольцах. В торцевой шайбе – проточка для увеличения механического хода. 


5.jpg


Катушка 3-дюймовая, что позволяет спокойно использовать динамик с мощными моноблоками. Окна под центрирующей шайбой достаточно крупные, так что если не загонять усилитель в жёсткий клип, то можно смело "вливать ватты", не опасаясь быстрого перегрева.  


6.jpg


Высота верхней шайбы магнитопровода – 8 мм. Длина намотки звуковой катушки – 35 мм.


7.jpg


Нехитрыми подсчётами вычисляется линейный ход без выхода катушки из зазора – порядка 27 мм от края до края (механический, разумеется, больше). В данном случае это можно считать разумным компромиссом. Увеличение длины намотки повлекло бы за собой ухудшение демпфирования, при этом усилитель просто пинал бы динамик, а не контролировал его, или же пришлось бы повышать высоту зазора и применять более сильные магниты, а это отразилось бы на цене не самым приятным образом. 


ИЗМЕРЕНИЯ


Вот тут сразу замечу один момент. Через мои руки частенько проходят сабы, которые производители пытаются сделать брутальными, но при этом уместиться в скромный бюджет. В итоге порой получается нечто странное со слабым мотором и тяжёлой подвижкой. Понятно, что от таких сабов получается не бас, а тупое гудение. Такие сразу проходят мимо, отчёты о них просто не хочется делать. В случае с Oris PH-D2.12, в принципе, показать есть чего. Тонкий баланс между доступностью динамика и силовыми способностями мотора найдены удачно. 


8.jpg

  

Измеренные параметры Oris PH-D2.12


  • Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 28,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,84
  • Qes (электрическая добротность) – 0,63
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 292 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 19,8 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,1 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,2 дБ

Подвижку лёгкой никак не назовёшь, но для динамика с 3-дюймовой катушкой и диффузором из непрессованной целлюлозы это закономерно. Сопоставляя с остальными параметрами, от саба можно ожидать хоть и далеко не аудиофильского, но вполне "мясного" баса. Опорная чувствительность относительно невысока, но оформление ещё добавит отдачи. Главное, правильно его рассчитать и сделать. 


РАСЧЁТ КОРПУСА


Описание рекомендует ЗЯ объёмом от 35 до 49 литров и ФИ 60 литров с портом на 34 Гц. Окей, смотрим.


9.jpg


Немного странной выглядит только рекомендация большого ЗЯ. Особого профита по звуковому давлению или глубине баса от здоровенного корпуса не получится, зато можно заиметь проблему с контролем динамика усилителем. А вот если сделать ЗЯ по нижней границе рекомендации, т. е. в районе 35-40 литров, будет как раз в тему. Получится универсальный саб, отлично подходящий, например, для клубной музыки – с добротным таким плотным басом, достаточно ровным, без откровенно выраженного акцентирования отдельных нот. 


А вот с фазоинверторным корпусом про универсальность можно забыть. Этот вариант чисто для любителей "негров", у саба получается лихой такой пик отдачи с центром в районе 35 Гц – самое то для балдеющих от басового массажа простаты и низкочастотного перетряхивания ливера. 


ВЫВОДЫ


Итак, вернусь к тому, с чего начал – под какие требования подходит этот саб. Во-первых, когда бюджет сильно ограничен. Путь он и не три рубля стоит, но для динамика с 3-дюймовой катушкой более чем доступен. Можно сказать, на нижнем пределе допустимого, потому что дальнейшее удешевление с технической точки зрения было бы неразумно. Умение вовремя остановиться в погоне за доступностью – весьма ценная черта. 

Во-вторых, Oris PH-D2.12 подойдёт тем, кто не собирается пускать слюни на высокоточную передачу литавров в классической музыке или от джазового контрабасиста, мнущего струны в творческом экстазе. В зависимости от того, какой корпус ему сделать, он может стать клубным парнем и дать увесистый басовый подпор на ритмичной электронике или "афроамериканцем", который растрясёт рэпом вашу печёнку. Короче, нормальный такой бас-жиробас. 


Блог Carmus, 03.04.2019