Анатомия шёлка

16 ноября 2018
Анатомия шёлка
16 ноября 2018

Идея сравнить между собой шёлковые твитеры с разными материалами куполов у меня была давно, но не было подходящих "подопытных". Вернее, твитеров в руках побывало много, но чтобы сравнение было корректным, нужно было найти модели с одинаковыми магнитными системами. Когда обстоятельства сложились, момент было решено не упускать.


Эти твитеры попали ко мне в руки во время отбора ВЧ-звена для акустики Oris JB-65S (о ней я писал относительно недавно). В итоге, правда, в комплект пошли другие, более новые твитеры, и их, насколько я знаю, вскоре планируется выпустить отдельно под индексом JB-T30. Но речь сейчас не об этом. 


1.jpg


Модели же для сегодняшнего теста выпускаются уже какое-то время и различаются между собой лишь излучающими куполами. Модель с куполом из тёмного искуственного шёлка получила индекс Oris JB-T25. На момент теста пара таких твитеров стоит всего 1200 рублей. 


2.jpg


Модель с прозрачным куполом – Oris JB-T28. Она позиционируется немного повыше, хотя стоят эти высокочастотники лишь немногим дороже – 1400 рублей. 


3.jpg


Проводить аналогии модельных индексов с размерами не нужно – оба динамика имеют диаметры куполов 28 мм. Сетки у обоих твитеров несъёмные, посажены на клей, но для наглядности решил снять. В модели Oris JB-T25 купол сделан из плотной ткани. Лёгкая пропитка есть, но она не липкая, как это иногда бывает. На ощупь купол абсолютно сухой. Под пальцем проминается и восстанавливается легко. 


4.jpg


В модели Oris JB-T28 купол имеет совершенно другую структуру. Основа – более тонкий и лёгкий прозрачный шёлк. Разумеется, такой материал требует и другого состава пропитки. Собственно, тут даже получается не совсем пропитка, скорее, купол представляет собой полимерную массу, а ткань выполняет армирующую функцию. 


5.jpg


Тем не менее, такой купол в любом случае получается тоньше и легче (а более лёгкая подвижная система – это главная фишка подобных твитеров), что, в свою очередь, заставило разработчиков немного изменить его форму – сделать чуть выше, чтобы добавить конструктивной жёсткости. В противном случае при работе твитера купол испытывал бы сильные механические напряжения, а если учесть, что длины звуковых волн на ВЧ сопоставимы с размерами купола, это неизбежно привело бы к окрашиванию звучания, и все преимущества "нейтрального и музыкального" шёлка сошли бы на нет. 


6.jpg


Собственно, измерения косвенно подтверждают, что прозрачный купол немного легче. При прочих равных резонансная частота у него оказалась где-то на полторы сотни герц выше:   


7.jpg


АЧХ у обоих твитеров выглядит прилично, формально они легко работают до самого-самого верха, но "прозрачному" JB-T28 это явно даётся немного легче. Зато в рабочем диапазоне АЧХ ровнее у "чёрного" JB-T25. 


8.jpg

9.jpg


Судя по всему, плотный шёлк демпфирует изгибные колебания лучше, а более лёгкий прозрачный купол подвержен им немного сильнее. Это подтверждается и измерениями акустической фазы – у JB-T28 она более неравномерная. Хотя, по большому счёту, до какого-то криминала тут ещё далеко, всё в рамках разумного, но раз уж сравниваем...


10.jpg

11.jpg


А что по нижней границе рабочего диапазона? Тут Oris JB-T25 с чёрным куполом вроде как снова выглядит привлекательнее. И если вы выбрали этот твитер в системы с поканальным фронтом (благо, такие возможности нынче есть даже в недорогих головных устройствах), его можно резать снизу где-то начиная от 3-3,5 кГц (для определённости – 12 дБ/октава) или выше. 


12.jpg  


А вот "прозрачный" Oris JB-T28 лучше резать ещё выше. Обратите внимание, с понижением частоты искажения у него растут активнее, и его лучше подрезать хотя бы от 5-5,5 кГц (те же 12 дБ/октава). 


13.jpg


К слову, если вы соберётесь использовать твитеры не в поканалке, в комплекте на всякий случай идут простенькие конденсаторы с номиналом 3,3 мкФ. С ними твитеры, конечно, не раскроют своих возможностей, но как простой бюджетный вариант их использовать можно. 


14.jpg

15.jpg


ПРОСЛУШИВАНИЕ И ВЫВОДЫ 


Так какой же из твитеров получается интереснее при прочих равных – с более плотным тканевым куполом или с более лёгким прозрачным? 

На первый взгляд, Oris JB-T25 вроде как выглядит интереснее – у него ровнее АЧХ, купол меньше подвержен изгибным колебаниям, снизу он, опять же, увереннее работает. Но на самом деле я бы не спешил однозначно определять его победителем. 

Тут можно вернуться к первым графикам АЧХ и обратить внимание на то, что "прозрачный" Oris JB-T28 свободнее работает на самом верху своего диапазона. Казалось бы, какое нам дело до частот, которые лежат чуть ли не за пределами звукового диапазона? 

На самом деле этот "несущественный" факт означает, что такой твитер имеет лучший импульсный отклик, а это важно не только на самом-самом верху. Иными словами, он точнее откликается на подаваемый на него сигнал. И это хорошо слышно, в своё время при отборе компонентов для комплекта Oris JB-65S я наслушался оба этих высокочастотника вдоволь. "Прозрачный" твитер однозначно показывает лучшую микродинамику, он лучше передаёт мелкие нюансы записи. 

Так что по факту явного лидера в этом сравнении нет, твитеры находятся примерно на одной ступеньке. Традиционный шёлк с пропиткой (Oris JB-T25) дал более естественное и комфортное звучание. Без явной потери воздушности, но субъективно слегка смягчённое на самом верху. А вот прозрачный шёлк в полимерном связующем (Oris JB-T28) ценой некоторых компромиссов (требует более высокой частоты раздела с НЧ/СЧ-звеном) приобрёл способность точнее передавать мелкие нюансы в ВЧ-диапазоне. Получается, выбор между ними – исключительно дело вкуса. 


Блог Carmus, 16.11.2018