Конкурс на должность
10 марта 2005 0:00
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Oris AS-402
ПОЧЕМ
$35
ЭТО — ПЛЮС
Поворотный твитер
ЭТО — МИНУС
Ограниченные возможности по верхнему басу
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика с возможностью тонкой настройки звучания
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Среднечастотный потенциал 7
Звук 8
Итог 39
КТО
Oris AS-402
ПОЧЕМ
$35
ЭТО — ПЛЮС
Поворотный твитер
ЭТО — МИНУС
Ограниченные возможности по верхнему басу
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика с возможностью тонкой настройки звучания
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Среднечастотный потенциал 7
Звук 8
Итог 39

В мидбасах Oris на полипропилен диффузора нанесён слой хрома, и сверху всё окрашено лаком оранжевого цвета. В общем, красиво, и главное — узнаваемо. Подвес из резиноподобного полимера на основе полиуретана. Диффузородержатель и здесь серьёзно заглушён. Перфораций на монтажных проушинах нет, но они далеко не всегда и нужны. Шесть небольших ферритовых колец, образующих магнит мидбаса, в сумме обладают значительным весом. Звукопоглощающее кольцо фетровое. Рамка решётки при тщательной её центровке неплохо ложится на обод, но защиту от акустического короткого замыкания обеспечить всё равно не сможет из-за присутствия кронштейна с логотипом. От клемм к излучателям провода проведены по второму способу. Мембрана пищалки из полиамида (25 мм), по сути, тоже представляет собой сбалансированный купол, но несколько ближе к «чистому» куполу. Фазовыравнивающее тело исполнено в виде шестилучевой звёздочки с широкой апертурой. Твитер может поворачиваться на стойке на угол 20 градусов. Фильтрующий конденсатор с полиэфирным диэлектриком установлен на клеммнике и несколько выступает за посадочный контур, что может создать проблемы при монтаже.
Акустика Oris имеет свой почерк, притом достаточно разборчивый. Верх звонкий и немного острый, но тарелочки при этом звучат ровно, без склонности к шипению. Скрипки легкие и вполне материальные, у доступной коаксиальной акустики такая трактовка этих вредных инструментов встречается редко. Баса немного, но атака даже преувеличена, отчего тот же контрабас порой становится похож на разновидность бас-гитары. Женский вокал трактуется, я бы сказал, слишком прямолинейно, но, что радует, лишён искусственного акцента шипящих и свистящих.

Кратковрем./макс./номинальная мощность (по данным производителя), Вт 100/60/30
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 125 — 21000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 83,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,23
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 100 — 125 Гц), % 9,6
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц 166,8
Полная добротность Qts 1,29
Эквивалентный объём Vas, л 0,714
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 125 — 21000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 83,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,23
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 100 — 125 Гц), % 9,6
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц 166,8
Полная добротность Qts 1,29
Эквивалентный объём Vas, л 0,714

Мы давно уже перестали комментировать заявки изготовителя в отношении мощности, но всё же приятно, когда разработчик пользуется стандартизованной терминологией. Чувствительность можно считать средней, как и уровень нелинейных искажений на верхнем басе. (Для любителей статистики: осреднённое значение к.н.и. на басах сегодня 9,9% — во как!) В основном рабочем диапазоне, то есть на средних частотах, нелинейные искажения чуть ниже среднего значения. В общем, у Oris не видно выдающихся побед, но и пролётов тоже нет. Минимум импеданса приходится на средние частоты, и величина его 3,6 Ом. На графике АЧХ видно, что диффузор мидбаса довольно бурно переживает переход в модальный режим работы. Видимо, та же особенность характерна и для твитера, так что он по своему поведению даже похож на пищалку с металлической мембраной. Но поскольку твитер поворотный, то имеется реальная возможность установить его так, чтобы обеспечить нужный характер звучания.
В объёме двери мы выйдем на нижнюю частотную границу 126 Гц с результирующей добротностью Qtc 1,16. Добротность приемлемая, но сопрягать акустику с сабвуфером по такой частоте всё же нежелательно. Значит, опять не мидбас. Для того чтобы получить ровную АЧХ с фильтром на 300 Гц, достаточно будет ЗЯ с объёмом 2 л — величина реально вполне достижимая.
Журнал "Автозвук", №3/2005, рубрика "Одноклассники". Конкурс на должность. Юрий Евтушенко.