Заявка на универсальность

17 ноября 2017
Заявка на универсальность
17 ноября 2017

Далеко не все, кто строит себе "громкий фронт", задумываются о том, что по итогу у них получится система "дальнего поля", и слушать музыку внутри автомобиля будет, мягко говоря, не очень комфортно. Опустим вопросы звуковой сцены, фазовых искажений и прочих высших материй, и пока обратимся к динамикам. Можно ли сделать их универсальными, чтобы они не просто "резали" на средних частотах, а имели более-менее ровную АЧХ и хотя бы на небольшой громкости работали как мидбасовые?


Конечно же, основные выводы можно будет делать только после измерений и пробы динамиков в деле. Внешних конструктивных признаков, которые однозначно сказали бы об их "универсальности", не существует. Тем не менее, кое-что и тут может показаться интересным, так что изучу конструкцию, а дальше перейду ко всему остальному. 


КОНСТРУКЦИЯ


У меня на измерениях оказались два калибра одной из начальных серий ORIS – 6,5-дюймовые PR-654 и 8-дюймовые PR-804. 


1.jpg


2.jpg


Динамики не представляют собой полные "масштабные копии" друг друга, кое-какие внешние различия у них имеются. К примеру, для PR-654 выбран диффузор из лёгкой, но плотной целлюлозы с минеральными добавками. 


ORIS PR-654

Oris PR-654

4.jpg

Oris PR-654

А для более крупного PR-804 выбран диффузор с немного другой структурой. 


ORIS PR-804

Oris PR-804
ORIS PR-804
Oris PR-804

Подвесы подобраны разные – трёхволновый для 8-дюймового динамика и двухволновый – для 6,5-дюймового. Такие обычно допускают увеличенный механический ход диффузора (по сравнению с подвесами, которые в основном используются в "эстраде"). 


3951.jpg


Центрирующие шайбы тоже обычно подбираются не просто так, а чтобы получить нужный набор механических параметров. Так ли это – потом посмотрим на измерениях. 


ORIS PR-654

Oris PR-654
ORIS PR-804
Oris PR-804

Для 6,5-дюймового динамика выбрана 1-дюймовая звуковая катушка, что вполне логично для бюджетного динамика (не требует использования дорогого магнита), а вот в 8-дюймовом пришлось сделать катушку покрупнее – у PR-804 она имеет диаметр 38 мм. Соответственно, и магнит здесь тоже крупнее.


ORIS PR-654

Oris PR-654

ORIS PR-804

Oris PR-804


ИЗМЕРЕНИЯ


Во-первых, по измерениям видно, что динамики действительно были подобраны в серию не просто первые попавшиеся. Они явно имеют единую концепцию. 

Во-вторых, 8-дюймовый PR-804 недавно участвовал в групповом тесте, и результаты нынешних измерений практически идеально совпали с прежними результатами. Это хороший признак, который говорит о стабильности производства. Ну и заодно за себя немного порадовался – методика измерения комплексом Audiomatica Clio даёт не такой уж и большой метрологический разброс. 


Зависимость импеданса от частоты ORIS PR-654

Зависимость импеданса от частоты для Oris PR-654


Измеренные параметры Oris PR-654: 


  • Fs (собственная резонансная частота) – 147 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 2,9 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,73
  • Qes (электрическая добротность) – 1,38
  • Qts (полная добротность) – 1,19
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 90,2 дБ


Зависимость импеданса от частоты ORIS PR-804

Зависимость импеданса от частоты для Oris PR-804


Измеренные параметры Oris PR-804: 


  • Fs (собственная резонансная частота) – 99 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,21
  • Qes (электрическая добротность) – 1,70
  • Qts (полная добротность) – 1,41
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 21 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,4 дБ


Что можно сказать об этих динамиках, глядя на результаты. Во-первых, высокое значение Qts говорит о том, что динамики изначально ориентированы на дверную установку. Это логично, потому как PR – это самая младшая серия "эстрады" в семействе Oris, а значит, должна играть без лишних заморочек с оформлением. 

Во-вторых, высокий Qts позволяет динамику увереннее играть на нижнем краю своего диапазона. Низкие значения этого параметра привели бы к тому, что спад на нижнем краю АЧХ получился бы очень пологим, и при простой "дверной" установке такие динамики превратились бы в пронзительные среднечастотные "кричалки". Чтобы низкодобротные динамики играли как надо, им требуется установка в правильно рассчитанное оформление. В общем, для бюджетной серии низкий Qts, как это ни парадоксально, оказался бы не в тему. 

В-третьих, чувствительность. В очередной раз напомню, что я всегда привожу именно опорную чувствительность, а не лукавые маркетинговые цифры, которые учитывают неравномерность АЧХ. 

На первый взгляд, чувствительность не кажется слишком высокой по меркам "эстрады". Но тут нужно помнить, что эти динамики задумывались не как среднечастотники, которые имеют бешеную отдачу в узкой полосе частот. Тут задача – получить достаточную отдачу в широкой полосе частот, при этом без применения дорогих магнитов, которые сразу увеличили бы цену динамиков в разы. 

Это на самом деле очень непростая задача, но в ORIS, кажется, нашли разумный компромисс. По крайней мере, по меркам обычной акустики опорная чувствительность в любом случае выше среднего. 


ИЗМЕРЕНИЯ АЧХ


Порадовало, что АЧХ для "эстрады" получилась неожиданно ровной. По крайней мере, здесь нет характерных "торчков" на верхнем краю диапазона, которые обычно воспринимаются слухом как избыточная яркость звучания, а звук становится "как из телефона". В этом смысле ORIS выгодно выделяются из большинства доступной "эстрады", добиться ровной АЧХ обычно бывает ой как непросто. 

Как всегда, снял АЧХ по оси динамика (красная) и под углами 30 и 60 градусов (синяя и зелёная, соответственно).

 

АЧХ ORIS PR-654

АЧХ ORIS PR-654

АЧХ ORIS PR-804
АЧХ ORIS PR-804

На нижнем краю рабочего диапазона каждый из динамиков действительно не теряет в отдаче. Хотя тут нужно понимать, что это всё же не сабвуферы и даже не мидбасы. Для полноценного воспроизведения нижних частот динамик должен иметь достаточный ход. Это простая физика – чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно "двинуть" диффузору, чтобы получить нужную громкость. 

Это означает, что динамики способны работать как мидбасовые (в частности, это касается 8-дюймового PR-804 и лишь отчасти – 6,5-дюймового PR-654), но только на относительно небольшой громкости. А если нужно поработать "на поляну" и поддать жару, то их, как обычно для "эстрады", лучше избавить от нижних частот и не допустить, чтобы они выходили на большой ход. 


КОРОТКО


Подытожу для тех, кто не осилил выводы по измерениям. На высокой громкости эти динамики можно использовать, как обычно для "эстрады" – только как среднечастотные. А вот на небольшой громкости они вполне смогут работать и как мидбасовые. 

В те моменты, когда вас не прёт оглохнуть от суицидальной громкости, можете спокойно резать снизу PR-804 на 80-100 Гц, а PR-654 на 130-150 Гц (фильтр не менее 12 дБ/октава). 

Если же вы планируете поддать громкости так, чтобы рядом с машиной все зажимали уши, обязательно делайте другую настройку. Режьте снизу PR-804 никак не ниже 200-250 Гц, а PR-654 не ниже 250-300 Гц (фильтр не менее 12 дБ/октава).

Одним словом, PR-654 и PR-804 построены так, чтобы быть максимально универсальными, не требуя при этом корпусной установки. Правда, требования правильной настройки никто не отменял, но если всё сделать как надо, то эта акустика свои задачи отработает. 

 


Блог Carmus, 17.11.2017