Подкачался к лету

4 июля 2017
Подкачался к лету
4 июля 2017

Серия усилителей Oris Trophy III – долгожитель автозвука, многие её знают по довольно удачному 4-канальнику TA-100.4. Недавно в серии вышел ещё один 4-канальник, который, по задумке, должен вобрать в себя все его преимущества, прибавить в фильтровом оснащении, а ещё – предоставить больше мощности. В общем, основательно "подкачаться к лету", при этом не сильно прибавив в цене.


КОНСТРУКЦИЯ


Внешне усилитель – традиционная "плита" во внушительном корпусе длиной 49 см. Даже моноблок TA-1250.1, тоже вышедший недавно в этой же серии Trophy III, немного короче. Правда, он работает в D-классе, а TA-150.4 – это традиционный АВ-класс. 


1.jpg


Номинал предохранителя – 100 Ампер, что как бы тоже намекает на серьёзный мощностной потенциал. 


2.jpg


На нижней крышке имеется вентилятор. Обычно я скептически отношусь к таким решениям, но тут, должен признать, он не просто гоняет воздух внутри корпуса (как это чаще всего бывает), а протягивает его, обеспечивая постоянный воздухообмен с внешним пространством. 


3.jpg


Впрочем, в любом случае придётся крепить усилитель не просто на плоскость, а немного "приподнимать", чтобы обеспечить приток воздуха. Или делать в панели под усилителем отверстия. 

Открываю крышку. Половина корпуса, как и полагается, занята блоком питания. 


4.jpg


Причём, двойным, что в этой цене встречается не так уж и часто (на момент теста цена усилителя составляет что-то около 10 тысяч). Да ещё и с приличной батареей конденсаторов во вторичке. 


5.jpg


Звуковая часть собрана на традиционных компонентах, без SMD – всё просто и надёжно. 


6.jpg


На выходах – сдвоенные биполяры C5198 и А1941. 


7.jpg


Одна часть фильтров вынесена на субплату. 


8.jpg


Другая часть – разместилась на основной плате. 


9.jpg


В общем, по компонентам всё "скромно, но аккуратно". Опять же, с учётом невысокой цены усилителя, можно даже сказать, хорошо. 


ИЗМЕРЕНИЯ


Я намеренно не стал заострять внимание в самом начале на фильтрах. Фильтры здесь явно универсального применения – и под раздел акустики с сабом в классической системе, и под поканалку для громкого "эстрадного" фронта. 


10.jpg


Фильтры в каналах 1-2

Что можно сделать в этих каналах: 

  • включить ФВЧ и настроить его на частоту от 30 Гц до 6 кГц
  • полностью дублировать каналы 3-4, включая регулировку уровня
  • выключить фильтры


Учитывая, что весь диапазон от 30 Гц до 6,2 кГц охватывается регулятором "в один проход", снял дополнительные АЧХ при промежуточных положениях регулятора. На удивление, параметры фильтров практически не гуляют, что для таких широких пределов регулировки – большая редкость. 


11.jpg

АЧХ каналов 1-2 в режиме ФВЧ при разных положениях регулятора частоты

  • положение регулятора ФВЧ на 8 часов (минимум) – 27 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 10 часов – 37 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 12 часов – 160 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 14 часов – 650 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 16 часов (максимум) – 6,2 кГц


Линейность регулировки, на первый взгляд, так себе – первые три четверти хода частота нарастает медленно, а потом резко скачет до максимального значения. Можно было бы зачесть в минусы, но на деле так получается даже удобнее. 

Посудите сами, ловить частоту, скажем, 1 кГц или 2 кГц редко когда бывает нужно. А вот точно выставить частоту в диапазоне до 400-500 Гц – это бывает нужно гораздо чаще. Если же этим каналам предстоит работать на рупорные твитеры "эстрадной" системы, то можно просто выкрутить регулятор на максимум – и получится самое то для 90% "громких" систем. 


Фильтры в каналах 3-4

Что можно сделать в этих каналах: 

  • включить ФВЧ и настроить его на частоту от 30 Гц до 6 кГц
  • включить ФВЧ и ФНЧ и настроить каждый из них на частоту от 30 Гц до 6 кГц
  • задрать бас-буст
  • выключить фильтры


Смотрим, как это работает. В режиме ФВЧ фильтры работают точно так же, как и в первой паре каналов. Можно было и не измерять. 

12.jpg

АЧХ каналов 3-4 в режиме ФВЧ при разных положениях регулятора частоты


  • положение регулятора ФВЧ на 8 часов (минимум) – 26 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 10 часов – 36 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 12 часов – 170 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 14 часов – 640 Гц
  • положение регулятора ФВЧ на 16 часов (максимум) – 6,1 кГц


Теперь переключаю в режим ФВЧ + ФНЧ. Устанавливаю регулятор ФВЧ на минимум и снимаю АЧХ при разных положениях регулятора ФНЧ. Важное замечание – в этом режиме усиление падает примерно на 5,5 дБ, так что пришлось "подтянуть" его регулятором чувствительности. 


13.jpg

АЧХ каналов 3-4 в режиме ФВЧ + ФНЧ разных положениях регулятора частоты ФНЧ


  • положение регулятора ФНЧ на 8 часов (минимум) – 48 Гц (без учёта ФВЧ)
  • положение регулятора ФНЧ на 10 часов – 73 Гц (без учёта ФВЧ)
  • положение регулятора ФНЧ на 12 часов – 310 Гц
  • положение регулятора ФНЧ на 14 часов – 850 Гц
  • положение регулятора ФНЧ на 16 часов (максимум) – 5,9 кГц


Ну и фича для любителей поднапрячь сабвуфер. Бас-буст работает на традиционной частоте 45 Гц и усиливает низкочастотный сигнал немногим больше, чем на 10 дБ. 



14.jpg

Работа регулятора Bass Boost


Как настраивать регуляторы частоты


Первый вариант – усилитель работает в системе фронт + сабвуфер. Акустику подключайте к каналам 1-2 и ловите нужную частоту для ФВЧ где-то на 1/3 оборота "крутилки". 

Сабвуфер подключайте к каналам 3-4, ставьте ФВЧ в минимум (получится правильный сабсоник) и регулируйте ФНЧ от минимума до 1/3. 

Второй вариант – усилитель работает на фронт в эстрадной системе. Твитеры подключайте к каналам 1-2 и просто выворачивайте регулятор ФВЧ на максмум. Так частота среза и параметры фильтра окажутся оптимальными для большинства рупорных твитеров. 

Среднечастотники подключайте к каналам 3-4. Регулятор ФНЧ в этих каналах можно чуть-чуть подвигать вблизи максимума, это устранит яркость звучания большинства эстрадных среднечастотников. Регулятор ФВЧ ставьте примерно на половину хода или чуть выше. 


Характер гармонических и интермодуляционных искажений


Когда стоит задача получить максимально возможную мощность, то усилители, которые именуются "классом АВ", на самом деле работают почти в классе В. Это нормально, так делаются даже более дорогие усилители. Поэтому спектр в таких случаях оказывается богат на "лишние" гармоники. Каков их уровень – это уже другое дело, его можно будет оценить из другого графика чуть ниже. Уровень, кстати, не такой уж и высокий. 


15.jpg

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц


16.jpg

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 80 Гц + 90 Гц

17.jpg
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 5 кГц + 6 кГц

18.jpg
Спектр выходного сигнала при подаче на вход 10 кГц + 11 кГц


Выходная мощность и уровень искажений

А вот, собственно, и график, по которому определяется и номинальная мощность, и величина искажений. 



19.jpg


  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 157 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 237 Вт

  • Уровень гармонических искажений на 4 Ом (0,1 Pмакс) – 0,05%
  • Уровень гармонических искажений на 2 Ом (0,1 Pмакс) – 0,1%

ЗВУЧАНИЕ


Первое, что обращает внимание – насыщенность и энергетика на нижних частотах – плотный бас и неплохой контроль динамиков. Так обычно ведут себя усилители с хорошим мощностным запасом блока питания. Блок питания вы уже видели, так что тут всё закономерно. 

На СЧ и ВЧ усилитель ведёт себя спокойно и в аудиофильские дебри особо не лезет. Хотя, в этой цене подвигов от него никто и не ждёт. Зато в звучании нет никакой навязчивой яркости или жёсткости, оно комфортное и располагает к чему-нибудь вроде негромко играющих Bee Gees или Acoustic Alchemy. 

А вот электронную с такой басовой энергетикой хочется сделать погромче – от "клубняка" до даб-степа и хип-хопа. Плотный ритм с могучими ударами в грудь и лёгкая работа с повышенной громкостью. 

Единственное ограничение в звучании – это жёсткая и агрессивная музыка вроде современного рока и метала, требующая от усилителя особой "скорострельности". Хотя, если захочется более холодного и острого звучания – можно просто выбрать акустику с металлическими твитерами и нарочито подчёркнутым ВЧ-диапазоном. 


ВЫВОДЫ. В КАКИЕ СИСТЕМЫ ВЫБИРАТЬ


Усилитель универсален и может работать как в громких "эстрадных" системах, так и в классическом конфиге "фронт + сабвуфер". 

В первом случае он имеет всё необходимое – достаточный "силовой" запас для работы с большими массивами динамиков, а фильтры легко "разруливают" среднечастотники с твитерами. 

В классических системах "фронт + саб" усилитель тоже покажет себя хорошо, в том числе и в системах со сдвоенным фронтом – запас по мощности и уверенная работа на 2-омную нагрузку тут окажутся только кстати. 

В мост на 4-омную нагрузку он выдаст немногим меньше 500 Вт, а это значит, можно выбирать вообще любой сабвуфер с 2,5-дюймовой катушкой. Полезный бонус – в канале сабвуфера можно включить ФВЧ и поставить регулятор частоты в минимальное положение, получится правильный сабсоник. 


Блог Carmus, 04.07.2017