Ну очень жёсткий "ПОВСЕДНЕВ"

5 Октября 2018
Ну очень жёсткий "ПОВСЕДНЕВ"
5 Октября 2018

Совсем недавно я разбирал тяжёлый 15-дюймовый сабвуфер Oris из новой серии с говорящим названием Knockdown – модель NW-D1.15SE. То был здоровенный 30-килограммовый монстр ограниченного выпуска с 4-дюймовой катушкой и 11-килограммовым магнитом, который предназначен не меньше, чем для "лютого валилова". Сегодня в лаборатории модель из этой же экстремальной серии, но уже "ближе к народу".


Заявлено, что Oris NW-D2.12 больше подходит для "повседневных" систем, чем "пятнашка". На самом деле понятие "повседнев" в нашем случае опять же получается довольно условным, мощность этот сабвуфер любит как кот валерьянку и загрустить осенними вечерами под тихий джаз точно не даст. Это весьма серьёзная бас-машина, которую можно смело выбирать в том числе и на соревнования SPL. 


Но "двенашка" действительно ближе к реальной жизни, чем лимитированный 15-дюймовый собрат. Хотя бы потому, что стоит вполне вменяемых денег (11900 рублей на момент теста), да и калибр, опять же, более "народный".


1.jpg



КОНСТРУКЦИЯ


Корзина, разумеется, литая, но может ли быть иначе при таком подходе? Магнит диаметром 190 мм составлен из трёх колец с общей высотой 60 мм и закрыт резиновым кожухом. Осевое отверстие в керне, дополнительные отверстия для вентиляции катушки по её диаметру – всё как полагается.


2.jpg


Диффузор – тоже без сюрпризов – непрессованная целлюлоза. Колпак – пластиковый, с рельефным логотипом. 


3.jpg


Прострочка с обратной стороны скрыта в толще целлюлозной пульпы – при изготовлении диффузора подвес "вживляется" в него технологически. Сам диффузор, кстати, получился довольно толстым. Для сабов, ориентированных на SPL, это нормально.  


4.jpg


Звуковая катушка у 12-дюймовых Knockdown не столь экстремальная, как у 15-дюймового монстра, но 3 дюйма при правильной магнитной системе – это ой как немало. Линейный ход, судя по намотке, получается никак не меньше 6 см. Механический, разумеется, ещё больше, но такой запас в любом случае покрывает все пределы разумного. 


5.jpg


Нижний подвес представляет собой пакет из нескольких центрирующих шайб. Сами шайбы используются из арамидного волокна Nomex, порвать их – нужно ещё постараться, это вам не хлопок, который в подобных сабвуферах обычно долго не живёт. Подводящие проводники выполнены традиционными, хотя и довольно толстыми и к тому же сдвоенными круглыми "косичками". 


6.jpg


Место стыка шайб и катушки, как и полагается, усилено. Ещё одна мера, позволяющая продлить динамику и без того нелёгкую жизнь. 


7.jpg


В общем, судя по увиденному, конструктивно всё направлено на одно – сделать динамик как можно надёжнее. По крайней мере, в механической части. 


ИЗМЕРЕНИЯ


Oris предлагает два варианта этого саба – с катушками 2+2 Ом (модель NW-D2.12) и с катушками 1+1 Ом (модель NW-D1.12). У меня в руках оказался первый вариант.


8.jpg  


Измеренные параметры Oris NW-D2.12:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 36 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 22,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,00
  • Qes (электрическая добротность) – 0,65
  • Qts (полная добротность) – 0,60
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 308 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 19,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,2 д


Как и следовало ожидать, динамик достаточно жёсткий (хотя видали и жёстче), а подвижка тяжелее среднестатистической для 12-дюймовых динамиков. Но, в конце концов, никто и не обещал воздушности, этот саб изначально проектировался как брутал, не терпящий нежностей. 

Подвес стал жёстче, но и масса подвижки тоже возросла, так что резонансная частота осталась довольно низкой. В проигрыше, правда, при этом оказалась чувствительность, но тут нужно помнить, что это опорное значение для динамика, а реальную отдачу сабвуфера во многом определит ещё и акустическое оформление. 


РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ 


Описание рекомендует для 12-дюймового динамика один вариант ЗЯ и два варианта ФИ. Расчёты показывают, что они вполне жизнеспособны, и их можно смело принимать в качестве рабочих.


  9.jpg


  • Синяя АЧХ – ЗЯ 30 литров (Qtc=0,83, лёгкое заполнение корпуса)
  • Красная АЧХ – ФИ 40 литров / 40 Гц (труба 12 см длиной 44 см)
  • Фиолетовая АЧХ – ФИ 55 литров / 35 Гц (труба 12 см длиной 42 см)
  • Зелёная АЧХ – установка динамика free-air

Вариант ЗЯ, конечно, для подобной бас-машины выглядит странно, но если в межсезонье нет необходимости сдувать всё вокруг басовыми волнами, а подменного саба не предусмотрено, то можно спокойно перекидывать динамик в 30-литровый корпус и продолжать кататься с ним без глобальной перестройки системы. 

Вариант ФИ 50 литров с портом на 40 Гц можно считать относительно универсальным – получится могучее "мясное" звучание.

Вариант 60 литров с портом на 35 Гц – это уже больше для "негров". Пик отдачи сползает ниже 40 Гц – ещё не совсем "ветры", но Ice Cube брать за гланды и пробирать до костей вибрациями будет крепко.  


Кстати, предложенные варианты ФИ отлично покажут себя и при работе на открытое пространство. Обратите внимание, даже без помощи салона акустическое усиление остаётся очень приличным:


10.jpg


ВЫВОДЫ


Даже без специальных изысканий понятно, что главная цель серии Knockdown – экстремально могучий бас. Только если протестированная чуть раньше лимитированная модель Oris NW-D1.15SE вобрала в себя все возможные плюшки подобных сабов (но и получилась почти в три раза дороже), то 12-дюймовые модели рассчитаны на более широкую аудиторию, и к тому же ещё и цену имеют более вкусную.

Причём, оказалось приятной неожиданностью, что относительная доступность сабов не сказалась на их конструктиве. Да и сочетание параметров попало точно в поставленную задачу. В общем, при цене меньше 12000 рублей за динамик, считаю, вариант для "громких систем" получился очень достойный. 


Блог Carmus, 05.10.2018