Нестандарная "эстрада"

21 мая 2018
Нестандарная "эстрада"
21 мая 2018

Среди "громких" динамиков как-то обычно приходится видеть калибры от 6,5 дюймов и выше. Однако в этот раз ко мне в руки попали динамики не совсем привычного калибра – 5.25 дюйма или 13 см. При этом по своему характеру они оказались весьма интересными, и о них было решено сделать отдельный отчёт.


Вообще, предложений в этом калибре на рынке не слишком много. Из того, что попадало в лабораторию, могу отметить разве что только MOMO HE-130. Сравнение Oris и MOMO у многих напрашивается как бы само собой, однако я бы предостерёг от этого – при внешней схожести на деле эти динамики построены совсем по-разному и решают совсем разные задачи. 

MOMO – чистые среднечастотники с коротким ходом, высокой резонансной частотой и ранним спадом по верхним частотам. У Oris резонансная частота хоть и не намного, но пониже, механический ход диффузора больше, а сверху он играет выше. Его можно рассматривать не как среднечастотник, а, пожалуй, уже как широкополосник. Однако, обо всём по порядку. 


КОНСТРУКЦИЯ


На самом деле внешне большинство "эстрады" слишком похожи между собой, чтобы размусоливать конструкцию во всех подробностях. Поэтому отмечу лишь основные моменты.


1.jpg


Диффузор – целлюлоза средней плотности с рельефной лицевой частью для дополнительного демпфирования механических напряжений. Материал чрезвычайно лёгкий и сам по себе тоже имеющий хорошее внутреннее демпфирование. Необходимая жёсткость у таких диффузоров обычно обеспечивается криволинейной образующей конуса.  


2.jpg


Верхний подвес – двухволновый, допускающий увеличенный (по сравнению с большинством эстрады опять же) ход диффузора. Колпачок – по размеру катушки, диаметром 1 дюйм.


3.jpg


Корзина – стальная, штампованная. Магнит имеет внушительные для 13-сантиметрового динамика размеры. Его диаметр – 90 мм. 


4.jpg


Клеммы-лопаточки "на две стороны" и подводящие в виде косичек к диффузору – классика жанра. 


5.jpg


В общем, внешне динамики как динамики. Самое интересное, как всегда, скрыто от глаз и находится внутри.  


ИЗМЕРЕНИЯ


Конечно, назвать мидбасовым этот динамик язык не поворачивается, он всё же ближе к среднечастотным. Не нужно пугаться высокой добротности, магнитная система тут далеко не слабая, это следствие применения кольца Фарадея. На самой верхней границе звукового диапазона кривая едва поднимается до 5-омной отметки, что встречается разве что только у твитеров, да и то не всегда. Судя по всему, разработчики всерьёз озаботились о том, чтобы динамик играл действительно очень высоко.


6.jpg


Измеренные параметры Oris LS-55:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 146 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 2,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,1
  • Qes (электрическая добротность) – 1,49
  • Qts (полная добротность) – 1,10
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 4 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,0 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,6 дБ


Судя по измеренной АЧХ, цель была достигнута – Oris LS-55 при традиционном "эстрадном" использовании может обходиться вообще без твитера. Сказано же – широкополосник, а значит он сам себе и среднечастотник, и твитер в одном лице.  


7.jpg


При этом какой-то "грязи" на середине и верхах в звуке нет – самая "гадкая" третья гармоника приближается ко второй только с понижением частоты. Но это и понятно – сабвуферного хода тут никто и не обещал.


8.jpg


На графике акустической фазы есть изломы, но к сильному огорчению повода она ещё не даёт – обычно "эстраду" "ломает" куда как сильнее. Подвижка совсем лёгонькая (обратите внимание на параметр Mms), и диффузор неизбежно поддаётся "гуляющим" по нему механическим напряжениям от катушки к краям и обратно. К тому же не нужно забывать, что с повышением частоты длина волны становится соизмеримой с размерами диффузора, и это уж точно никуда не денешь. 


9.jpg


Учитывая компромиссы, на которые конструкторам динамиков неизбежно приходится идти, результат выглядит, на удивление, достаточно удачным. По крайней мере, среди "эстрадных" коллег, в особенности недорогих, Oris LS-55 выглядит очень даже неплохо. 


ВЫВОДЫ


При всей внешней простоте внутри Oris LS-55 оказался совсем не простым. На этот раз его можно называть широкополосным уже безо всяких ограничений и оговорок – в "эстрадном" применении он действительно позволяет отказаться от твитеров. 

По низу всё тоже обстоит интересно. Относительно высокая полная добротность дала горб на нижней границе рабочего частотного диапазона, и, как итог, динамики неплохо подчёркивают мидбасовый панч. Не настолько, чтобы называться полноценными мидбасовыми, но на умеренной (не "уличной") громкости их можно спокойно резать снизу на 100-120 Гц. 

В режиме "на поляну", разумеется, частоту среза нужно обязательно поднимать, причём намного выше Fs. Тут действует обычное для "эстрады" правило – не давать динамику работать со сколько-нибудь заметным ходом диффузора. 

В общем, если вам нужна хорошая громкость, не спешите "резать калитки" под здоровенные динамики. От 5.25-дюймовых порой можно получить даже более интересные результаты.


Блог Carmus, 21.05.2018